Авиакорпорацию создают не с того конца
11 августа 2004 года

Казанский авиасалон действительно даже с большой натяжкой трудно назвать международным: ни один иностранный гость не счел за честь посетить его. Поэтому все переговоры велись исключительно на русском языке. И научно-практическая конференция ученых-авиаторов обошлась без переводчиков. Как выяснилось, организатор выставки - правительство РТ, - конечно, приглашал зарубежные авиакомпании, но они не приехали в Казань.

Самыми почетными гостями вчера были гендиректора: ФГНЦ "ЦАГИ" имени Н. Жуковского - Владимир Дмитриев, ОАО "Российский авиаприборостроительный альянс" - Анатолий Закаревич, ФГНЦ "ЦИАМ" - Владимир Скибин и вице-президент ОАО "Туполев" Александр Затучный. Под забытую уже советскую песню "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью..." они первыми вошли в павильон, где прямо у входа демонстрировались модели "тушек" и "вертушек" казанских авиапредприятий, а на планшетах - двигатели КМПО. Два года назад на этом же месте на первой выставке, тоже, кстати, международной, можно было увидеть эти же самые самолеты и вертолеты: "Ту-214", "Ту-324", "Ансат", "Актай". Однако московские гости долго стояли у экспонатов, их интересовали перспективы производства казанских машин.

В этот раз на выставке было больше новинок авиапредприятий и конструкторских бюро из других российских городов -Москвы, Санкт-Петербурга, Сарапула, Самары, Перми, Саратова. Так, питерское ОАО "НПО "Прибор" представило бортовое устройство для сбора и накопления информации, необходимой при расследовании летных происшествий, - БУР-СЛ-1, а ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод" - новые фары для освещения рулежных дорожек. Однако, как и на первой выставке, павильон в основном был забит казанскими экспонатами.

Гендиректор ЦАГИ имени Н. Жуковского Владимир Дмитриев сообщил журналистам, что, возможно, в этом году в России будет создана авиастроительная корпорация, в которую войдут КАПО и другие предприятия, занимающиеся производством гражданской авиатехники. Правда, советник премьер-министра РТ Назир Киреев заявил, что "у нас есть встречные вопросы к созданию этой корпорации".

- Неизвестно, какие нужны производственные и научные силы. Бизнес-проекта корпорации нет, задачи и цели не сформулированы. Начинать надо с другого конца, - добавил он.

Но с какого бы конца ни начинали в федеральном центре, республика не стремилась и не стремится объединять самодостаточные казанские предприятия с отстающими производителями. Ведь после объединения холдингами и корпорациями будет рулить не татарстанское, а российское правительство.
Валентина ПАХОМОВА, "Вечерняя Казань"


11 Авг 2004 г.

Замахнулись на самый крупный контракт

LG International Corp. и татарстанские компании "Татнефть", "Нижнекамскнефтехим" (НКНХ), "Связьинвестнефтехим" планируют заключить самый крупный в истории Кореи и России контракт.

Об этом заявил вчера журналистам в Казани президент - генеральный директор корейской корпорации Бьюн Чжу Кым после его встречи с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Речь идет о строительстве в Нижнекамске нефтехимического комплекса, стоимость первого этапа которого оценивается до $1,5 млрд. Сюда войдут производства вспененного полистирола мощностью 40 тыс. тонн в год, полиэтилена на 200 тыс. тонн (оба - на базе Нижнекамскнефтехима) и комплекс глубокой переработки нефти на базе Нижнекамского НПЗ. По словам Бьюн Чжу Кыма, корейская сторона подготовит технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта к ноябрю текущего года. LG помимо ТЭО берется обеспечить проектирование, инжиниринг, строительство зданий, а в последующем - маркетинг. Глава LG отметил, что президент Татарстана уделяет этому проекту большое внимание, поэтому последний будет успешным.

Как сообщил гендиректор Татнефти Шафагат Тахаутдинов, ТЭО будет рассмотрено на совете директоров Татаро-корейской нефтехимической компании (ТКНК), которая создана в январе текущего года. После этого можно будет говорить о конкретной конфигурации первого этапа строительства и потребной сумме инвестиций. Руководитель нефтяной компании отметил, что инвестиции между участниками проекта распределятся пропорционально их долям в уставном капитале ТКНК. При этом он не исключил, что в последующем эти доли могут меняться. Ш.Тахаутдинов сообщил также, что Татнефть, не дожидаясь начала совместного финансирования проекта, уже выделила 70 млн. руб. для начала работ по созданию установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-7. Оборудование для последней, как и для других названных производств, будет приобретаться на тендерной основе.
Анвар МАЛИКОВ. (АК&М.)

11 Авг 2004 г.

Многострадальный танкер найдет своего хозяина

Зеленодольский судостроительный завод им. Горького в текущем году достроит и поставит одной из турецких компаний нефтеналивной танкер проекта 16510Т. Как сообщил корреспонденту АК&М представитель предприятия, финансирование достройки судна, заложенного еще в 1992 году, удалось осуществить благодаря правительству Татарстана и банку "Ак барс".

Двухвинтовой танкер смешанного плавания имеет длину 114,4 м, развивает скорость в 20,8 км/час, десять грузовых танков вмещают 3950 кубометров груза. Судно обслуживается экипажем из 13 человек.

Изначально предполагалось, что этот, а также второй заложенный строительством танкер станут основой нефтеналивного флота Татарстана, от идеи создания которого правительство республики впоследствии отказалось. В 1999 году рассматривалось предложение нефтяной компании ЛУКОЙЛ, которая намеревалась достроить эти суда при условии выделения республикой кредита в размере не менее $8 млн. сроком на 8 лет под 11% годовых. В тот момент завершение строительства только одного танкера оценивалось в 95 млн. руб. В 2002 году правительство Татарстана издало постановление о создании совместно с ОАО "Корус Холдинг" судоходной компании с целью достроить первый из танкеров. Для реализации данного проекта недостроенное судно с баланса упраздненной дирекции проекта нефтеналивного флота при Кабмине РТ было передано Агентству по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ. Последнему из республиканского бюджета было выделено 48 млн. руб. для совместного финансирования в равных долях с "Корус Холдингом" завершения строительства танкера. В июне 2003 года Кабмин РТ аннулировал сделку с "Корус Холдингом" и принял решение реализовать недостроенный корабль по рыночной цене.
Анвар МАЛИКОВ. (АК&М.)



11 Авг 2004 г.

Вчера - маленькие по три, а сегодня - большие, но по пять

Читатель, сообщивший по телефону сенсационные подробности предстоящей продажи ТАИФом контрольного пакета акций Казаньоргсинтеза Газпрому, отказался представляться наотрез. Однако проявил завидную осведомленность.
По его словам, не успел ТАИФ прикупить контрольный пакет акций Казаньоргсинтеза всего за $40 миллионов, как тут же предложил его Газпрому, но уже за $450 миллионов. Однако москвичи были непреклонны, заявив, что, да, мол, завод этих денег стоит, но без газпромовской задвижки он стоит в два с лишним раза меньше. Этот аргумент сработал безотказно, и в итоге стороны сошлись на цене в $200 миллионов. Так ли это было на самом деле, мы попытались узнать у пресс-секретаря ОАО "ТАИФ" Дмитрия Неманова. Он подтвердил, что переговорный процесс с Газпромом действительно идет, но пока говорить о конкретных цифрах или датах преждевременно. Словом, от комментариев по предполагаемой сумме сделки и по сумме, в которую ТАИФу обошлась консолидация контрольного пакета акций Казаньоргсинтеза, он отказался. Однако уточнил, что приход ТАИФа на Казаньоргсинтез позволил значительно увеличить капитализацию предприятия. И если "до ТАИФа" рыночная цена одной акции Казаньоргсинтеза составляла всего $0,04, то теперь она поднялась до $0,15. А это, как говорят в Одессе, - две большие разницы.
Евгений АКСЕНОВ, "Вечерняя Казань"



11 Авг 2004 г.

Путин опоздал на "Электроприбор"

Полтора десятка предприятий в Татарстане отныне можно приватизировать лишь после персональной отмашки Владимира Путина. Они согласно указу президента России попали в перечень 1063 стратегических, чья продукция "обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ".

Правда, к важнейшей задаче защиты нравственности российских граждан отмеченные особым вниманием Владимира Путина татарстанские ГУПы и АО непосредственного отношения не имеют. Зато имеют отношение к более материальным - оборонке и химии. Поэтому без высочайшей визы теперь нельзя продать 25,5-процентные госпакеты Казанского химического НИИ и Казанского ОКБ "Союз". А в числе ГУПов, включенных в перечень, - несколько казанских НИИ, зеленодольские завод им. Горького и проекто-конструкторское бюро, пороховой завод, завод точного машиностроения им. Калинина, Центральное конструкторское бюро "ФОТОН", завод "Электроприбор" и КАПО им. Горбунова.

До сих пор приватизация федеральных ГУПов или продажа федеральных пакетов акционерных обществ решалась на уровне российского правительства. В КАПО воздерживаются от оценок по поводу повышения уровня решения его судьбы. "Все разговоры на эту тему преждевременны", - дипломатично заявил "ВК" заместитель гендиректора Валерий Калинин. Преждевременным теперь оказалось и заявление главы Минземимущества РТ Валерия Васильева о предстоящем акционировании КАПО...

- А нам оценивать новшество поздно, мы уже акционировались! - говорит Геннадий Дивавин, гендиректор АО "Электроприбор" - того самого, что фигурирует в "путинском" перечне как "государственное унитарное предприятие". - Месяц назад завершился процесс акционирования, уже и первое заседание совета директоров прошло.

Пока в Москве "запрягали", в Казани уже "поехали"... и "проехали"? Геннадий Дивавин, впрочем, не видит в почти анекдотичном казусе ничего особо судьбоносного, ни со знаком "плюс", ни с противоположным. Он полагает, что теперь, раз уж Путин не успел блокировать ГУП, "может быть, этот вопрос будет решаться путем распределения акций". Поскольку акции "Электроприбора" еще не выставлялись на продажу, государство пока сохраняет 100-процентный контроль над ними.

- 50 процентов туда, 50 - сюда... ну, может быть, 51 - туда, 49 - сюда... - прикидывает г-н Дивавин возможные схемы раздела, подразумевая под "туда", конечно, Москву, а под "сюда" - республиканское минземимущества. Неизвестно, впрочем, удовлетворятся ли теперь "там" неполным контролем.

Интересно, что, апеллируя к выпущенному в январе этого года правительством России списку стратегических предприятий, августовский перечень президента не содержит в себе ряда важных татарстанских объектов. В правительственном списке есть, а в президентском нет, в частности, Элекона, КОМЗа, КМПО... Весьма странно, что ни в одном из этих двух списков нет КамАЗа...

Впрочем, российские и иностранные наблюдатели отмечают избирательность как общую черту президентского перечня. Спрашивают: почему один аэропорт есть, а другого нет? Почему в перечне оказались некоторые по всем показателям незначительные заводики? Газета "Neue Zurcher Zeitung", например, высказала предположение, что список основан на разнородных интересах чиновников... Кому-то удобнее приватизировать через правительство, а кому-то - через президента.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"